Министерство ереси. Ленин-Христос против распятого Гагарина

…Новость о распятии в Перми Гагарина у нас как-то прошла незаметно. А вот в истинно православной России она вызвала брожение умов, не затихающее и поныне…
Все началось с восторга. Вызванного совпадением Пасхи и годовщины первого полета человека в космос. 
Пермский художник-муралист Жунев, в восторге начертал на фасаде дома фигуру космонавта в оранжевом скафандре, с руками прикрученными болтами к железному кресту. 
Одним глазом космонавт взирает на местное ракетное училище, вторым - на кафедральный собор. 
Чтобы ни у кого не возникло сомнений, художник назвал проект: «Гагарин. Распятие».
Ну, изобразил, так изобразил. 
У нас в Киеве на фронтонах домов еще и не такие художества увидишь. Но это у нас.
А вот Россия оскорбилась.
Сперва некий депутат Уткин, с ужасом узрел в граффити «признаки вандализма» и отправил донос «куда надо». 
Из «кудынады» донос попал в прокуратуру. А там решили художника допросить, а артефакт (подальше от беды) со стены соскрести.
Однако возник морально-философский вопрос. 

По отдельности ни в распятии, ни в Гагарине ничего предосудительного, как бы, нет. Потому прокуроры подстраховались - отправили запрос в Пермскую епархию РПЦ. 
Там устами священника Владимира Зуева творчество Жунева оценили негативно: «Реагировать должны соответствующие органы. 
Кто знает, какая еще идея завтра придет в голову этому художнику, кого еще он распнет в своих работах…»

Конкретной фамилии о. Зуев не назвал, но кого персонально он имел в виду, мы можем себе представить.
На допросе пермский Боттичелли доказывал: «Гагарин - это современный Иисус от науки, добровольно принявший на себя первые космические муки человечества. 
И он стал супер-звездой…»
Еретические высказывания взволновали столпов Русской православной идеи. 
Главный идеолог РПЦ протоиерей Всеволод Чаплин возмутился: «Юрий Гагарин не страдал от того, что полетел в космос, а всегда был очень счастливым человеком». 
Сам же перформанс назвал «провокацией» и свидетельством «неуважения и к Христу, и к Гагарину». Вона как!
Вечный оппонент Чаплина, самый цитируемый в России теолог, отец Андрей Кураев, возразил: «Не думаю, что у художника было желание кого-то оскорбить. 
Крест - это общечеловеческий символ. 
Нужно быть благодарным художнику за его актуализацию».
Рубка титанов вокруг «распятого Гагарина» продолжается вот уже третью неделю…
Оно и понятно: с одной стороны Гагарина в России все любят. 
С другой - не до такой же степени, чтобы изображать его Христом? 
Подозрительно еще одно: а за какие такие грехи страдает на кресте Юрий Алексеевич? Не имел ли в виду художник грехи НКВД, сотрудники которого в свое время отбили легкие Сергею Королеву?
Впрочем, повод дала сама РПЦ. Сначала Кирилл подвязал «подвиг космонавтов» к победе Господа над злом «космического масштаба». 
А потом Чаплин раздобыл откуда-то факты, что Гагарин «был не лишён религиозности», и что «мать его была верующим человеком, и известно, что она во время приёма, посвящённого полёту Гагарина, брала благословение у патриарха Алексия Первого в присутствии всего партийного начальства».
Клир и широкие массы православных идею подхватили. 
И вот уже промосковская «Православно-патриотическая газета МИР» так пишет о коммунисте, члене ЦК комсомола: «Юрий Алексеевич Гагарин - был православным христианином… 
И в плане возрождения православия после десятилетий мракобесия Гагарин тоже был первопроходцем.» 
А Бога он не увидел в космосе только потому, что «в качестве первопроходца был занят решением множества сугубо технических вопросов».
Как мудро высказался Рунет о совместном праздновании Пасхи и полета Гагарина: «Воистину, поехали».
Распятие с Гагариным просто не могло не появиться в стране, где Церковь видит себя главным садовником, насаждающим науку и культуру. 
Где «социализм в соединении с монархией» (Владислав Чаплин) назван единственной богоизбранной для России общественной системой. 
И где, в развитие этой мудрой мысли, Зюганов 22 апреля сравнивает главного мирового безбожника Ленина с Христом, а СССР - с Царством Божьим. 
И где сам Патриарх Кирилл освящает строительство храма «в память о сотрудниках органов государственной безопасности». 
Надо думать, тех самых «мучеников», которые вырезали кровавые кресты на телах убитых священников…
Попытка склеить сталинский социализм с его «космическими» достижениями и христианство приводит к причудливым химерам. 
И вот Кирилл уже примеривает Пасху к 9 мая. 
«Пасха - это вообще день победы… добра над злом. 
В этом смысле День Победы нашего народа над фашистской Германией тоже был Пасхой».

Надо думать, Кирилл с Путиным сами подберут, кому какую роль в этом сюжете отвести - кому Иуды, кому Пилата, кому Каиафы.
Но, похоже, следующий распятый у Жунева будет одет не в скафандр, а в мундир генералиссимуса.
На сей счет вспоминается известный рассказ польского фантаста Станислава Лема - о незадачливом миссионере, который так доходчиво рассказал наивным аборигенам о важности мученической смерти для обретения святости, что слушатели сварили его живьем. Чтобы осчастливить учителя. (Да простят нам такое богохульство).
Нам в Украине - легко. Хотя многие из нас - православные, к тому же - верные УПЦ Московского патриархата. 
Но как-то привыкли к мысли, что Богу - Богово, а кесарю - кесарево. 
Что церковь занимается душой. А светская власть всем остальным. 
Но это потому, что, даже оставаясь в ведении Московского патриархата, украинцы ментально не перестают быть европейцами, и все больше воспринимают роль Церкви по-европейски. 
В Азии же и Евразии, как писал Самюэл Хантингтон, все по-другому. 
«В странах ислама бог - цезарь, в Индии и Японии цезарь - это бог, а в московском православии - цезарь - младший партнер Бога».
То есть царь Путин пока еще не бог, но уже не меньше чем пророк. И РПЦ, стало быть, всего лишь инструмент с помощью которого «младший партнер» проводит в жизнь линию «старшего».
Хантингтон, кажется, не просто так поименовал отношения между Богом и властью в «Русском мире» термином «партнерство», чаще применяемым в деловой жизни. 
Сегодня, когда санкции и командное управление экономикой довели ее почти до могилы, РПЦ играет при Путине роль своеобразного кризисного менеджера. 
И пытается поправить дела то молитвами за импортозамещение, то внедрением «православного банкинга», то контролем за тем, чтобы продукция отечественного бизнеса не оскорбляла чувства верующих.
Соответствующий закон от 2013 года предполагает за такое оскорбление тюрьму - до трех лет. А оскорбить может не только распятый Гагарин, но и «некорректно» оформленная открытка с видом на храм Василия Блаженного или «не по назначению» использованные церковные атрибуты. 
Как сообщали российские СМИ, в стране «растет спрос предпринимателей на религиоведческую экспертизу». 
Стоит она не дешево - от 10 до 300 тысяч рублей. 
А кто ее проводит - догадайтесь с трех раз.
Пермские прокуроры в случае с Гагариным не зря бросились за советом к святым отцам. После громкого дела с Pussy Rioт Церковь потихоньку перебирает на себя прокурорские функции в стране. 
В 2011-м здесь приняли программный документ «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в отношении Церкви», в котором определены органы, уполномоченные на «противодействие богохульству».
В последние месяцы Россию потрясли несколько «богохульных» скандалов. 
В каждом из них набирающий силы аналог католической «конгрегации доктрины веры» (проще говоря - инквизиции) в РПЦ пробовал силы в борьбе со светским российским обществом.
Самый известный - запрет по доносу митрополита Новосибирского и Бердского Тихона постановки оперы Вагнера "Тангейзер" в Новосибирском театре и увольнение директора театра. 
Тихон не только потребовал уголовного наказания виновных, но и призвал паству выйти с протестом к Оперному театру («А кто не услышит призыв - христопродавцы»). 
Интересная деталь: православные митингующие стояли все сплошь с георгиевскими ленточками. 
В процесс влез Следственный комитет России, Минкульт, прокуратура, суды. 
И несмотря на все решения, конца ему не видно.


Аппетит приходит во время еды. 
В марте священник Ижевской епархии написал донос властям Удмуртии о «фактах богохульства» в постановке пушкинской «Метели». 
Его религиозные чувства оскорбил «уродливый образ священника - вымогателя и пьяницы».
Разбирательство с ересью и богохульниками, естественно, потребовало от Кирилла образования новых специальных экспертных подразделений и уполномоченных органов. 
Надо думать, скоро речь пойдет о собственном следственном комитете. 
Впрочем, контроль за религиозностью и нравственностью народа сегодня оплачивается из бюджета РФ. 
Только в конце прошлого года в закрома РПЦ на это пошло 2 млрд рублей.
Если так пойдет дальше, россияне получат своеобразный симбиоз государства и церкви, где патриарх Кирилл объединит функции обер-прокурора Святейшего Синода Победоносцева, секретаря ЦК по идеологии Суслова, а в некоторых вопросах - и главы КГБ Андропова.
Огосударствляясь, РПЦ становится самым заурядным Министерством по искоренению ереси и богохульства (сокращенно - Минереси). 
Соответственно Кирилл окончательно превратится в кремлевского чиновника, а все ее филиалы - в территориальные управления Министерства, заточенные единственно на сохранение социалистическо-монархического строя в России. 
После всего этого на претензиях Московского православия на роль мировой, цивилизационной церкви можно будет ставить крест.
Остается вопрос: как поведут себя клирики и верующие УПЦ Московского патриархата? 
То, чем сегодня становится РПЦ в России, в Украине невозможно в принципе. Это будет воспринято обществом минимум как мракобесие, а максимум - как наступление сравнимого с «исламским государством» фундаментализма.
Делать вид, что происходящее в «материнской церкви» нас не касается? 
Чепуха, влияние «новых подходов» Кирилла скоро станет заметным и у нас. 
Ибо, как говорил классик, форма влияет на содержание, а средства - на цель. 
А если цель Московского православия - дегуманизация общества (В.Чаплин: «Гуманизм - это предтеча религии антихриста») руками государственной инквизиции, то приемлемо ли даже духовное единство украинских христиан с такой церковью?
Недавно интернет взорвал пост, в котором были приблизительно такие слова: «Европейцы своим христианством извратили наше православие». 
И отсмеявшись, заметим: в чем-то он справедлив. 
То, что делают сегодняшние московские политики в рясах, порой трудно назвать христианством, хотя православные каноны вроде бы и соблюдаются. 
Очевидно, и это уже нельзя не заметить - наши с ними пути расходятся.
И напоследок. Понравился мем, обнаруженный на сайте скандальной Lifenews (правда несколько по другой теме). Звучит он пророчески:
«А Кирилл-то голый!»

Евгений Якунов, Укринформ
SHARE