Интересно будет тем, кто внимательно следит за событиями в Сирии.
Итак. 1999 год. Диктатор Милошевич устроил геноцид.
НАТО приняло решение остановить убийцу.
Бомбежки уже состоялись – пришло время наземной операции.
Но внезапно просыпается Ельцин и посылает небольшой отряд захватить аэропорт в Приштине. Опередив силы Альянса на пару часов, россияне заходят в аэропорт и «рушат планы Вашингтона» на быструю победу.
Следующий шаг Москвы – отправить в аэропорт группировку войск, которая должна дать отпор НАТО и показать местному народу, что Москва защитит режим.
А если нападут на российских солдат – значит, Третья мировая.
Но Венгрия и Болгария не дают коридор. И российские солдаты в аэропорту начинают голодать. Им даже пришлось принять от натовцев воду, чтобы не умереть.
В итоге России все-таки пришлось уступить. Диктатора она слила. НАТО одержало победу. Операция по смещению убийцы Милошевича состоялась.
Заодно закончилась вековая вражда местных народов: разошлись и живут отдельно в своих странах (хоть некоторые и ненавидят друг друга до сих пор).
Об эпизоде с аэропортом написано много интересных книг.
Ну а теперь версии.
Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт полагала, что Милошевич заключил с россиянами сделку: россияне захватывают аэропорт, высаживают и развертывают там войска и начинают войну на стороне диктатора.
Если бы, конечно, воздушное пространство для них не было оперативно перекрыто.
Другая версия забавнее. Она предполагает, что публичная политика – большой спектакль. Согласно этой гипотезе, Вашингтон использовал или договорился с Москвой, чтобы она проявила себя и показала местному населению своим присутствием в Косово (россияне простояли там до 2003 года, выводил их оттуда уже Путин), что все будет хорошо и бежать из страны не надо – россияне ж впряглись, братушки.
США боялись гуманитарной катастрофы. Беженцы уже бежали к союзникам по НАТО в западную Европу.
Прямо как сегодня бегут из Сирии. Чтобы остановить поток беженцев, чтобы не обременять себя в будущем необходимостью содержать новообразованные страны, россиянам позволили захватить аэропорт. Потому кормили и поили.
И потому, когда надо было – открывали коридоры, а когда не надо – закрывали.
Для многих местных присутствие россиян было убедительным аргументом, что «все будет хорошо».
И для Милошевича было. Хе-хе.
Сторонники Асада, подобно сторонникам Милошевича, сегодня верят в силу Москвы.
Но откройте карту: Сирия разделена по этническому признаку, подобно Югославии.
Те же обстоятельства. Те же диктаторские замашки. Те же этнические проблемы.
Те же мировые игроки. И почему-то у меня нет сомнений, что Асад будет свержен, россияне уйдут, а на месте Сирии образуется несколько новых государств.
История очень любит повторения.
Пётр ШУКЛИНОВ