Трудно сейчас придется Украине. То есть что война закончилась или хоть передышка затянулась – это вполне возможно, хотя расслабляться все равно не стоит. Кровопролитие с обеих сторон, может, и прекратится.
Взаимные обвинения в фашизме и телевизионные истерики – тоже. Но валить все на войну уже не получится и сплачиваться придется не перед лицом агрессии, а как-то самим.
А готов ли к этому кто-нибудь, пока неясно.
Что до России, ее траекторию предсказать проще – в силу очевидности и буквальности исторических параллелей. Только самый ленивый не сказал, что Сирия – это Испания сегодня. Вопрос в том, что Россия там сейчас выполняет как бы чужую миссию.
В Сирии, как и в Испании, идет гражданская война. Но Асад борется никак не за свободу, и запрещенная на территории России чудовищная организация ИГИЛ, в которой Владимир Путин увидел преемников немецкого фашизма, очень многим Диванным Стратегам не кажется главной мишенью.
Напротив – эти самые стратеги визжат со своих диванов, что в Сирии сейчас, представьте, передний край борьбы России с Западом. То есть с Америкой, если называть вещи своими именами.
Если принять испанскую параллель и представить расстановку сил 1936 года, окажется, что мы помогаем Франко. А кто ему помогал в это время, мир помнит слишком хорошо.
Испанская аналогия ужасна именно тем, что чересчур убедительна.
Сирия становится генеральной репетицией грядущего столкновения христианских демократических ценностей и всемирного зверства, невежества, фанатизма.
И на чьей стороне в этом столкновении окажется путинская Россия, отнюдь не ясно.
Потому что назвать ее государством демократическим, свободным и светским не рискнет, кажется, никто.
А вот что идиоты и обскуранты в ней плодятся, как в специально для них созданной теплице, – кажется, очевидно.
Советский Союз в смысле свободы и демократии был, понятное дело, далеко не светоч.
Но в Испании 1937 года наши сражались бок о бок с американцами вроде Хемингуэя и англичанами вроде Оруэлла.
Мне могут, конечно, возразить, что Эренбург и Кольцов, герои интербригад, были нерусские, и я опять защищаю интересы мирового еврейства. Антисемитизма давно никто не стесняется, в том числе в официальной печатной прессе.
Но на всякий чих не наздравствуешься.
Так вот, в Испании 1936 года СССР был во главе мирового антифашизма. Сегодня он антиИГИЛовской коалиции скорее противостоит. И никакого оптимизма при всем уважении к благим намерениям сторон это не внушает. Это к вопросу о том, лучше ли было советское время, чем постсоветское.
В тогдашнем СССР и особенно в русской эмиграции даже самые оголтелые фанатики не говорили, что в Испании передовой край борьбы с Америкой и растленной буржуазной Европой.
Конечно, фашизм победить не может, даже ценой всемирной катастрофы. Но вот устроить такую катастрофу может запросто.
И скольких успеет до этого отравить – непредсказуемо.