Путин опять всех переиграл. После долгих месяцев угроз и требований погашения долга, категорических заявлений о том, что никто не пойдет на реструктуризацию, он вдруг заявляет, что Россия готова пойти на реструктуризацию 3-миллиардного выпуска еврооблигаций.
Казалось бы, что это было? И зачем все это было?
Конечно же, Путин пошел на реструктуризацию не от хорошей жизни.
Он до последнего надеялся, что сможет заблокировать программу МВФ для Украины, признав долг официальным. Но где-то на самом верху было принято решение поменять правила МВФ и не допустить срыва программы. Что поможет Украине сейчас.
А, со временем, еще многим странам. Например африканским, критически зависящим от китайских кредитов. Так что Китай, конечно, тоже будет не доволен таким прецедентом.
Но пока они не продавили реформы самого Фонда, их недовольство ничем не закончится. Путин заявил о реструктуризации после того, как получил из первых уст подтверждение серьезности Фонда. И наверное обиделся.
Конечно, все эти месяцы нас пугали еще и судами. Но это были очередные попытки взять Украину «на понт». Ведь Путин больше других не хотел бы идти в Лондонский суд.
И идти туда лично. Этот суд справедлив и вряд ли бы пошел на политическое решение простить долг Украине. Но именно потому, что он справедлив, ему бы пришлось разбираться.
Возможный встречный иск Украины о признании этого долга одиозным мог бы привести к тому, что самого Путина вызывали бы в суд. Вместе с януковичами и силуановыми.
Суд вскрыл бы все, от переписки клерков ВТБ Банка с Минфином, до переговоров в тайной комнате в Сочи.
И кому оно надо? Точно не Путину. А значит, вариант суда — не вариант. На самом деле.
Путин до сих пор сохраняет хорошую мину при плохой игре. Ведь условия, которые он спустил с барского плеча, нереальны.
Путин хочет получить свои деньги, вернее деньги российских пенсионеров, которые он так необдуманно отдал Януковичу, на протяжении трех лет, с 2016 года по 2018 года. Эти условия не соответствуют программе МВФ.
И не соответствуют договоренностям с кредиторами. Все прочие выпуски еврооблигаций были реструктуризированы с условием, что никто не может получить условий лучше. Простите за каламбур.
А предложенные Путиным условия явно лучше. Тут не надо быть великим финансовым математиком.
Даже МВФ назвал предложение России хорошим шагом. Именно шагом. После которого нужно еще сделать много важных шагов. Пока стороны не придут к компромиссу.
В этой многоходовочке. Конечно, от списания части долга, судя по всему, придется отказаться.
Но для получения условий не лучше надо будет просто продлить срок обращения и сделать купон меньше, чем тот, что получили кредиторы. Конечно, делать их уже будет не сам царь, а его нерадивая обслуга. Которая и вынуждена будет пойти на уступки, которые не мог быть позволить себе Путин. Хотя он и так уже сделал главное. Перешел от отрицания к торговле.
Многоходовочка. Почему Путин всегда делает неожиданные шаги?
Почему его нельзя предсказать? Потому что его шаги неразумны, нерациональны.
Ведь рациональные, умные, шаги, можно просчитать. Но нельзя отследить хаос.
Так что пусть играет дальше. А мы реструктуризируем еврооблигации и сможем уже на следующий год вернуться на рынок.
Без лишних дефолтов, судебных решений и прочих неприятностей.
Конечно, не платить вообще было бы приятнее.
Но иногда лучше отказать себе в удовольствии сегодня ради множества удовольствий в будущем.
Сергей Фурса,
специалист отдела продаж долговых ценных бумаг Dragon Capital