Крым: Путь к катастрофе

С момента «воссоединения» (а юридически - аннексии) Крыма Россией прошло немногим больше года, однако разочарование от эйфорического «Крымнаша» за это время равно испытали как на полуострове, так и на материке. 
Мы постоянно узнаем из СМИ и от правозащитников о случаях репрессий, рейдерских захватов предприятий и о массовом срыве курортного сезона. 
Как на самом деле обстояли и обстоят дела в «российском» Крыму, мы решили спросить у непосредственного очевидца. 
Системный администратор Сергей уехал из Крыма в Киев в начале ноября прошлого года, и потому более полугода лично наблюдал особенности российской оккупации, да и сейчас у него сохранились на полуострове хорошие друзья. 
Отметим, что решение уехать у Сергея было сознательным: протестной деятельностью он активно не занимался, а потому непосредственно с репрессиями в отношении него не сталкивался, и выступал скорее в роли независимого наблюдателя происходящих в Крыму событий. 
Своими наблюдениями молодой человек поделился с «Новым Регионом».
По словам Сергея, вначале многие действительно соблазнились обещанием огромных российских пенсий и зарплат,
однако, если вычесть пенсионеров и бюджетников, из оставшейся части жителей полуострова откровенных «ватников» наберется не более 20%. 
Однако мечты о «золотых горах» развеялись достаточно быстро: в материальном плане ситуация в Крыму действительно критическая.
«Бизнес накрылся не то, что целыми предприятиями, а целыми отраслями, причем как сам по себе - из-за разрыва связей, так и намеренно - новые власти просто не давали перерегистрировать предприятия с целью отжима», - поясняет Сергей. 
В качестве самого яркого примера наш собеседник называет «Крымавтотранс», принадлежавший лидеру казачьей общины «Соболь» Виталию Храмову, по словам Сергея - убежденному «крымнашисту». 
Однако пламенная верность новому режиму не помогла бизнесмену - его имущество, как принято говорить в Крыму, «национализировали», а сам вчерашний пророссийский патриот теперь заявляет о рейдерском захвате своей недвижимости.
«Был у нас такой Олег Зубков, владелец зоопарка «Тайган» - еще один фанат «русского мира», который громче всех кричал «крымнаш» и лично привозил на своих автобусах «самооборону» и стрелковцев. 
Теперь его мучают проверками, сфабриковали, или вот-вот сфабрикуют дело, а во время одной из «проверок» убили даже нескольких зверей из его зоопарка», - продолжает Сергей.

По словам беженца из Крыма, на полуострове в Крыму «национализировали» около 400 предприятий.
«Отжим» производится в промышленных масштабах: от хлебозаводов до аптек и приморских гостиниц.
«Инфраструктура сильно упала. Мусор перестали вывозить практически сразу. С дорогами - полная беда. Их просто перестали чинить. 
В Симферополе на улице Павленко из-под асфальта показались рельсы! Учитывая, что трамвай ездил там в последний раз в 1970 году! 
Это центр города - что уж говорить про окраины. Даже дорогу на Николаевку - и ту разрушили вконец», - рассказывает Сергей.
Туристический сезон в Крыму действительно сорван. «У нас туристы-невидимки», - шутит Сергей. - «Их много, но их никто не видит. 
Чтобы не разочаровывать людей, в одном городе запускают слух, что в соседнем уже полно туристов из Москвы с деньгами, и скоро приедут сюда. 
В соседнем городе или селе - аналогичный слух про другой город. 
Однако на практике пляжи пусты, а знакомые пишут, что там до сих пор отключают свет местами, перебои с водой. 
Мобильная связь работает, будто на педальном ходу», - перечисляет переселенец.
Репрессии в Крыму действительно свирепствуют, и люди просто боятся говорить о чем-то откровенно.
Нескольких знакомых Сергея вызывали в ФСБ лишь за активность в соцсетях. 
За непризнание аннексии Крыма легко можно схлопотать уголовную статью, или, что порой еще хуже - общение с абсолютно безнаказанной «самообороной» в одном из городских подвалов.
«В России действуют хоть какие-то законы, у нас же творится полный произвол», - поясняет Сергей. - «Стучат очень многие. 
Такое впечатление, что они только об этом и мечтали. 
Одна дальняя родственница угрожала сдать меня в ФСБ за то, что я не люблю Путина. 
Крымских татар «прессуют» сильно и системно, постоянно возбуждают дела. 
Даже на этой неделе одно или два возбудили. 
В основном - за участие в старых митингах. Весной несколько поселков отпрессовали - тотальный обыск, в нарушение всех законов, вламывались в дома».
По словам Сергея, на данный момент разочаровавшихся в новом порядке довольно много, но все при этом запуганы.
«Военные и КГБшные пенсионеры рады до сих пор, приговаривая: «вот настал порядочек, какой надо!». У тех же, с кем я обычно общаюсь, никаких надежд уже нет. 
Полная безысходность», - добавляет он. 
- «Многие жалуются на военную технику: лежишь на пляже, а над тобой туда-сюда летают вертолеты и военные самолеты». 
Российское гражданство Сергей не принимал, но и официальный отказ писать не стал. 
«Ни в какие отношения с РФ я вступать не собираюсь, ни с какими органами. 
К тому же для меня было очевидно - тех, кто написал отказ, потом ожидают репрессии. 
Для того и была придумана эта процедура. Такое впечатление, что они и перепись затеяли для этого», - предполагает он.
SHARE