Прокурорский ящик Пандоры

Россия определенно живет в каком-то зазеркальном мире. 
Здесь генеральная прокуратура принимает решение о конституционности или неконституционности законодательных актов, принятых шестьдесят с лишним лет тому назад в уже несуществующем ныне государстве. 
Эти акты - указы Президиумом Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР о передаче Крымской области из состава России в состав Украины. 
Их неконституционность признана прокурорами на том основании, что Конституция СССР «вопросы утверждения изменения границ между союзными республиками относила к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления и не предусматривала полномочий Президиума Верховного Совета СССР по вопросу об изменении территорий союзных республик». 
Соответственно, таких полномочий не было будто бы и у Президиума Верховного Совета РСФСР. 
А Севастополь якобы вообще никогда не терял статуса города союзного подчинения.
Последнее, впрочем, противоречит такому авторитетному и официозному труду как Большая советская энциклопедия, третье издание которой выходило в 1970-е годы. 
Там в соответствующей статье говорится, что Севастополь - это город республиканского подчинения УССР. 
Что же до того, что в России генеральная прокуратура, а не конституционный суд определяет конституционность тех или иных законодательных актов, то Кремль подобные мелкие юридические нестыковки совершенно не волнуют. 
Судебная власть у нас известно какая независимая, и конституционный суд, если ему прикажут, бодро заявит, что вхождение Крыма и Севастополя в состав Украины в 1954 году противоречило конституциям СССР и РСФСР. 
А заодно, чтобы подстраховаться, генпрокуратура написала в своем ответе на запрос депутата Думы эсера Сергея Миронова: «Инициировать рассмотрение в суде общей юрисдикции рассмотрения вопроса о признании недействующим Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» не представляется возможным, поскольку требования фактически сводятся к оспариванию Закона СССР, проверка конституционности которого не относится к юрисдикции судов общей юрисдикции (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 по делу №АКПИ 15-242». 
Это сделано на тот случай если кто-нибудь в России захочет попробовать проверить законность указов 1954 года о передаче Крыма Украине и, понятно, получив отказ, дойдет до европейских судебных инстанций, которые, не дай Бог, подтвердят, что Крым Украина получила вполне законно.
Решение генпрокуратуры на самом деле открывает большие возможности для пропагандистского обеспечения нынешней агрессивной внешней политики Путина. 
Ведь с тем же основанием можно признать незаконным преобразование Казахской Автономной Советской Социалистической Республики в союзную Казахскую Советскую Социалистическую Республику и выход ее из состава РСФСР. 
Сделано это было простым принятием новой Конституции СССР 5 декабря 1936 года, но при этом никаких специальных постановлений о выходе Казахстана из состава Российской Федерации органами власти Российской Федерации и Казахской автономии даже не принималось. 
Точно также можно поставить под сомнение расформирование Закавказской Федерации, поскольку ее ликвидация и создание Азербайджана, Армении и Грузии в качестве союзных республик, непосредственно в состав СССР, было осуществлено все той же Конституцией СССР 1936 года, причем соответствующие конституции этих республик были приняты только в феврале - марте 1937 года. 
Однако принятию Конституции СССР и ликвидации Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики не предшествовали какие-либо решения органов власти Грузии, Азербайджана и Армении о ликвидации Закавказской Федерации и вступлении данных республик непосредственно в состав СССР на правах союзных.

Аналогичным образом национально-территориальное размежевание в Средней Азии в 1924-1936 годах далеко не всегда можно было подвести под нормы конституции СССР, РСФСР, а также существовавших до 1924 года Хорезмской и Бухарской Народных Социалистических Республик. 
Да и ранее передача ряда территорий Украинской ССР в состав РСФСР, равно как и обмены территориями между другими союзными и автономными республиками, происходила точно так же, как позднее происходила передача Крыма из России в Украину. 
А значит, если следовать подходу российской генеральной прокуратуры, эти земли переданы незаконно, и их надо бы вернуть Украине, хотя Россия явно не собирается это делать. 
Так, согласно Постановлению Президиума ЦИКСССР «Об урегулировании гра ниц Украинской Социалистической Советской Республики с Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой и Белорусской Социалистической Советской Республикой» от 16 октября 1925 года, передаются в состав Российской Социалистической Федеративной Советской Республики нижеследующие части территории Украинской Социалистической Советской Республики: 
а) Федоровский, Николаевский (с гор. Таганрогом), Матвеево-Курганский, Советинский, Голодаевский районы и восточная часть Екатериновского района Таганрогского округа; 
б) Глубокинский, Ленинский, Каменский, Усть-Белокалитвенский, Владимирский, Сулинский, Шахтинский (с гор. Шахты) районы и части территории Сорокинского и Алексеевского районов Шахтинского округа». 
Тем же постановлением в состав Украины из РСФСР передавались: 
а) Семеновская волость Новозыбковского уезда Гомельской губернии; 
б) селение Знобь Трубчевской волости Почепского уезда Брянской губернии; 
в) селения Хинельской волости Севского уезда Брянской губернии: Фатевиж, Барановка, Демьяновка, Муравейня, Толстодубово (бывш. Лемешковской волости) и Сельцо-Никитское, Сетное, деревня Грудская (бывш. Подыводской волости); 
г) весь бывш. Путивльский уезд (с гор. Путивлем), за исключением бывш. 
Крупецкой волости в старых ее границах; 
д) бывш. Криничевская волость бывш. Суджанского уезда Курской губернии; 
е) южная часть Грайворонской волости Грайворонского уезда Курской губернии; 
ж) южная часть Муромской волости Белгородского уезда Курской губернии и 
з) Троицкая волость и часть Уразовской волости Валуйского уезда Воронежской губернии.

В дальнейшем часть территорий Гомельской и Брянской губерний точно также передавалась из РСФСР в состав Белорусской ССР, а тем же постановлением Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 года от Украины Белоруссии были переданы часть территорий Олевского, Славечанского и Овручского районов Коростеньского округа. 
Кроме того, в октябре 1928 года во изменение постановления от 16 октября 1925 года России были переданы два селения Почепского и Севского уездов, а Украина получила ряд селений Севского, Белгородского и Грайворонского уездов.

Между тем, конституция СССР 1924 года формально не наделяла Президиум ВЦИК СССР полномочиями менять границы между республиками. Да и после принятия конституции СССР 1936 года все изменения границ между союзными республиками, равно как и обмен территориями с другими государствами производился согласно указам Президиума Верховного Совета. 
Например, в 1954 году по советско-иранскому соглашению поселок и пограничный район Фирюза был признан частью территории Советской Туркмении, а взамен Иран получил равный по площади участок у селения Хисар и на правом берегу реки Аракс на территории советского Азербайджана. Ратификация соглашения была осуществлена Президиумом Верховного Совета СССР в 1955 году, и никто эти территориальные изменения до сих пор не оспаривал. 
Если все стороны будут руководствоваться подходом российской генеральной прокуратуры, то на постсоветском пространстве воцарится настоящий политико-географический хаос. 
А то, что все постановления Президиума ВЦИК СССР, равно как и указы Президиумов Верховного Совета СССР и союзных республик в последующем обязательно утверждались сессиями ВЦИК и соответствующих Верховных Советов, что фактически означало их принятие высшими органами государственной власти, в российской генпрокуратуре предпочли не заметить.

И это не столь безобидные упражнения по историко-правовым сюжетам, как может показаться на первый взгляд. 
Путина и его команду заботит не право, а пропаганда. 
Неслучайно же пятеро депутатов Государственной Думы в прошлом году направили запрос той же генпрокуратуре с просьбой проверить законность роспуска СССР и признания Госсоветом Союза независимости трех республик Прибалтики. 
Можно не сомневаться, что в нужный момент прокуратура ответит как надо. 
И тогда у Путина появится подходящий предлог для того, чтобы в процессе восстановления будто бы незаконно распущенного 
Советского Союза удовлетворить «законные чаяния» населения того или иного постсоветского государства и, в попытке добиться присоединения той или иной страны к России, начать дестабилизировать ситуацию хоть в Казахстане, хоть в Латвии.

Решения, подобные тому, что приняла российская генпрокуратура по Крыму, направлены как на внутреннее потребление, так и на ту часть общественного мнения западных стран, которая склонна оправдывать политику российского президента. 
Тем, кто симпатизирует Путину, в руки дается дополнительный пропагандистский козырь. Дескать, раз Крым был передан Украине незаконно, а Советский Союз, вполне вероятно, был ликвидирован не вполне законно, поведение Путина, как минимум, можно понять и хотя бы отчасти оправдать. Но здесь есть и большой подводный камень, который в Кремле не видят. 
Ведь здравомыслящим людям, которых на Западе большинство, пропагандистские уловки такого рода слишком хорошо напоминают действия борца с «версальским унижением» и покорителя «исконно германских» Австрии и Судет, которого потом пришлось останавливать и сокрушать всем миром.
SHARE