Один из главарей ДНР Александр Ходаковский заявил, что Россия хочет превратить оккупированный Донбасс во второе Приднестровье — новую непризнанную «республику». Насколько вероятен такой сценарий — мнение Дмитрия Орешкина для «Апострофа».
Никаких других вариантов, кроме второго Приднестровья, там и быть не может.
Потому что просто взять и вынуть эту территорию из состава Украины, а потом включить ее в состав России, Путин себе позволить не может.
Он мог это сделать с Крымом, потому что к этому никто не был готов.
Крым как ягоду с куста сняли.
Но с территорией Донецкой и Луганской областей — совершенно другая история:
- во-первых, в хлам разбитая инфраструктура;
- во-вторых, 2,5 млн беженцев;
- в-третьих, экономическая депрессия, которая будет продолжаться, как минимум, еще лет десять;
- в-четвертых, не то, что болезненная, а агрессивная реакция мирового сообщества, которое и Крым-то еще не переварило, а тут будет очередной тур санкций;
- в-пятых, в российском бюджете просто нет денег на то, чтобы содержать эту территорию.
Моя позиция год назад была в том, что рано или поздно военные перетягивания под лозунгами «Победим!», «Отвоюем!» неизбежно закончатся неким мирным «перепихиванием».
Потому что эту территорию никто кормить не хочет.
И Украине она тоже не очень нужна.
Одно дело — политическая риторика, а другое — миллиарды долларов, которые Киеву нужно туда закачивать и взамен получать враждебное население, потому что после войны тебя никто любить не будет, такого не бывает.
Понятно, что в украинском истеблишменте есть примерно четверть политиков, которые орут о том, что это наша территория святая, унитарная, неделимая и т.д.
Но ведь есть и разумные люди, и Порошенко как раз к числу таких и принадлежит.
И он совершенно не собирается брать эту территорию, которую ему надо будет кормить, в то время, когда у него есть серьезные проблемы с обеспечением беженцев, которых полтора миллионов.
К тому же, украинскому президенту нужно помогать таким лояльным к российской пропаганде областям, как Днепропетровская, Одесская, Харьковская, давать им время от времени ощущение того, что в Украине им рады.
Но у Порошенко для этого крайне ограниченный ресурс, даже меньше, чем у России.
Так что и он тоже эту территорию (оккупированного Донбасса, — ред.) завоевывать совершенно не собирается.
Вдобавок это прямо противоречит интересам США и Украины.
Нас (в России, — ред.) держат на абсолютно безумном пропагандистском пайке, рассказывая, что США и Европа подначивают вести войну против России с помощью Украины.
Любому умному человеку понятно, что это полный бред. Потому что, если условно рассматривать Запад и Россию, как конкурентные объекты, то единственная сфера, где Путин и путинская РФ могут быть не то, что равными конкурентами, а иметь хотя бы какой-то паритет — это сфера военных решений.
Грубо говоря, у Запада есть атомная бомба, и у Москвы тоже.
Во всех остальных сферах конкуренции, будь то экономика информационное влияние, инвестиционная привлекательность и так далее, Запад у Путина выиграет в одну калитку.
Нужно быть клиническим идиотом, чтобы сводить противодействие к той сфере, где у твоего конкурента есть контркозыри.
И эта сфера — военная. Путину выгоднее все время пугать, что вот сейчас он начнет военное противостояние, и в каком-то плане у него даже есть некое преимущество, потому что ему «позволительно» потерять там полмиллиона человек, а каким-то Обаме и Меркель — нет.
Но проблема в том, что ему уже никто не верит.
Западу такое военное противостояние совершенно не нужно.
Они прекрасно знают и помнят, как некогда обыграли Советский Союз в мирном противостоянии, как полтора года назад они обыграли Путина в мирном противостоянии на Майдане в Украине, без танков и каких-то ядерных ракет.
Поэтому Запад уверен, что, заморозив конфликт, они точно так же обыграют Россию и все эти непризнанные республики. Но в их интересах не только заморозка конфликта, а еще и экономический подъем в Украине, чтобы люди в России увидели, какая система лучше соответствует человеческим запросам.
К примеру, Польша, Литва и Латвия прекрасно демонстрируют результаты экономического роста. Это мы тут (в России, — «Апостроф») не знаем, потому что пропагандисты нам рассказывают о том, что в Эстонии убивают русских и маршируют фашисты. Но самом деле, там все не так.
Сейчас для Запада продолжение войны — самый плохой сценарий. Отсюда следует, что если Порошенко двинется завоевывать Донбасс, что можно себе представить, потому в Украине есть больные люди, которые требуют экспансии, тогда это будет означать полную катастрофу для украинского истеблишмента, потому что сразу закончатся все программы экономической поддержки Запада, социальная и дипломатическая поддержка.
Порошенко просто не может воевать. Даже если он, условно говоря, хотел бы этого. Хотя он совсем не дурак, поэтому не хочет, а у Запада есть огромное количество рычагов, которые не позволят ему начать войну.
Проблема только в том, что эту войну поддерживали ребята в Донецке, точнее, те силовики путинской армии, которые стояли у них за спиной. В этом смысле у Путина проблема — может он остановить эту войну, или не может.
Если он останавливает войну, то у него появляются очень серьезные репутационные потери среди патриотической части истеблишмента, на их языке это называется «Путин слил Новороссию».
Мне, как наблюдателю, было понятно, что ничего другого (кроме нового Приднестровья, — ред.) Путин сделать не может: принять ДНР/ЛНР в состав России не может, кормить тоже не получится, поэтому, так или иначе, он будет вынужден их слить.
Естественно, выгодней всего ему будет запихнуть эту территорию за шиворот Порошенко, чтобы он за нее уже расплачивался. Но Порошенко на такой вариант не пойдет…